В концепт-арте все средства хороши? Чтобы выполнить свою работу качественно и в срок, концепт-художники используют нишевые фишки и техники. И за это их часто несправедливо критикуют.

Так что, включил «3D-генератор красоты», и всё готово? Мы попросили трех концепт-художников с разным бэкграундом и опытом рассказать о своей профессии и процессе работы. Пришло время наконец разобраться, где заканчивается помощь софта и начинаются заслуги специалиста.
ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
3D ДЛЯ КОНЦЕПТ-ХУДОЖНИКОВ:
Концепт-художник, сделавший себе имя в кинематографе. Разрабатывал персонажей для Marvel, Lucasfilm и Стивена Спилберга.
Джама Джурабаев
Если в индустрии кино, то нет. Даже если вы не работаете с 3D напрямую, вы работаете с 3D косвенно. Например, ваши коллеги работают в ZBrush и передают вам модели, чтобы отрендерить или перерисовать.

Если 5–6 лет назад ещё можно было сказать, что без 3D работать реально, то сегодня его прям обязательно знать.
Сразу к делу. Хватит ли концепт-художнику одного 2D?
Бывает по-разному. Раньше у нас был только Photoshop, теперь есть 3D. В будущем инструментов станет только больше. Когда-то всё будет делать искусственный интеллект. Но главное — знать основы. Такие как композиция, дизайн, сторителлинг.

Моя работа зависит от задания и истории, которую нужно раскрыть. Я использую фундаментальные знания, чтобы найти конкретное решение.
Расскажи о своем процессе работы
Мозг — это основная фишка. Хотя не думаю, что это самый популярный ответ :)

Инструменты — они эволюционируют, улучшаются. При этом фундаментальные знания остаются главным фактором. Скорость принятия решений зависит, в том числе, от инструментов. Но в большей мере — от того, насколько хорошо вы знаете свой предмет.
И потом, когда арт-дир говорит «Мне здесь не нравится», вы можете это быстро поменять. Потому что знаете основы.
Какие фишки и техники ты используешь для ускорения?
Концепт-художник из игровой индустрии. Преподает концепт-арт в ArtCraft. Превращает 2D-художников в концептеров.
Артем Гусак
Первым делом нужно разобраться, в чем состоит работа концепт-художника.

Работа концептера предполагает богатый набор скиллов: у вас должны быть академическая база, ручки из правильного места, готовность адаптироваться, умение искать и генерировать идеи. Хорошая идея — на вес золота, но и это не всё. В концепт-арте нужен баланс: быстрота, качество и эффектность.

Важно понять, что концепт не предполагает одну картинку. Смириться с тем, что ваши арты будут выбрасывать пачками. Не нужно держаться за свой первичный вариант — вы будете генерировать их со скоростью стрельбы из пулемета.

Не забывайте о работе в команде. Концепт-художник закладывает зернышко, а это зернышко прорастает в персонажа. Потом его моделят, анимируют, помещают в фильм или игру. Поэтому концепт-арт должен не только цеплять визуально, но и быть понятным для аниматоров, моделлеров, арт-дира и фокус-группы.
Каким фишкам ты учишь студентов?
Глупо сидеть в пещере и сетовать, что все живут в новостройках.

Самое страшное в творческом деле — закостенелость. Многие не решаются освоить 3D хотя бы на уровне базового блокинга. А ведь это сохранит им целое ведро нервных окончаний!

Важно честно оценить свои силы и понимать, сколько вариантов дизайна и ракурсов вы можете нарисовать вручную. Не бойтесь искать альтернативные способы для визуализации идей.
Можно ли обойтись одним 2D?
3D помогает поставить мозги на место. Вы можете разобрать строение того или иного объекта. Нужно вам нарисовать какое-то оружие — его можно взять на стоке, покрутить, повертеть, понять.

Также меняется подача, та информация, которую вы предлагаете заказчику. Уже на этапе 3D можно задать цветовые решения, выставить свет, обеспечить вариативность. Свой концепт можно презентовать под другим углом, и изменится всё восприятие работы.

Бывает, что вам с трудом дается какой-то этап, а другие выходят хорошо. Если время поджимает, можно взять базовую модель человеческой фигуры из Daz Studio. Можно найти готовые пресеты одежды.

Многие стесняются признавать, что используют болванки. Но в профессиональной разработке всем наплевать, с чего вы начинаете. Главное — результат.
В чем 3D помогает?
Выполняет фриланс-заказы на концепты через ArtStation. Проходил курс «Концепт персонажей в 3D». Сейчас разрабатывает свою арт-вселенную.
Антон Романов
Концепт-арт крутится больше вокруг идеи дизайна, чем вокруг рисования. Возьмем 3D-программы, так называемый, читинг. Так вот, в этом случае это не читинг, потому что суть профессии концепт-художника — как раз дизайн. Всех интересует, не то, как ты там красиво рисуешь с нуля, а какое решение можешь предложить.

Но иметь фундамент, конечно, обязательно. Я никому не советую начинать учить концепт-арт сразу с 3D, фотобаша и так далее. Обязательно все-таки знать основы рисования.
Расскажи из первых уст: в чем суть работы концепт-художника?
В плане скорости точно помогает. Например, до курса «Концепт персонажей в 3D» я вообще не использовал 3D никак. Хотя хотел научиться, но руки не доходили.

Теперь ту же самую работу, которую мне нужно было делать 4 дня, я могу сделать за день, за два. Потому что у меня есть быстрый способ получить перспективу. Ведь в 3D многое уже готово.

С 2D было всегда сложнее, потому что всё нужно было вручную прорисовать и построить. Если тебе что-то не нравится — рисуешь заново вместо того, чтобы просто покрутить камерой в 3D.
Как 3D меняет работу концепт-художника?
Есть две крайности. Одна сторона всеми руками за «читерство», другая — всеми руками против. Нужно найти что-то среднее между ними.

Те, кто за ускорение, часто забывают об основах: нужно ведь ещё изучать перспективу, светотень, форму и так далее. В итоге они сталкиваются с множеством проблем, когда что-то разваливается, и они не могут понять почему.

Только спустя несколько лет они приходят к пониманию, что причина всему — слишком много читеринга в самом начале без знаний основ.

Вторая сторона — те, кто считают, что если используешь «читерство», то уже не художник, а какой-то коммерческий «маляка».

Они не правы, ведь есть вопросы конкуренции и тайм-менеджмента. Ты можешь работать и в одном Photoshop, но если твой конкурент сделает работу быстрее с 3D — выберут его.

Если человек может всё нарисовать руками, но с программами сделает это в 7 раз быстрее, то почему бы и да?
Что можно ответить на замечание, что с 3D рисовать менее престижно?
Хочешь узнать больше о профессии концепт-художника?
Тогда зовем тебя прочесть подробную программу курса «Концепт персонажей в 3D». Узнай полный набор инструментов и навыков современного концепт-художника.
Рассылка
Рассылка
ArtCraft™ Education. Registered international trademark. All rights reserved.