выпускницы ArtCraft о работе над 3D-мультфильмом.
Тайны сферического кино:
Круглый кадр, нелинейные искажения и сложности оценки композиции; поиски финансирования и команды по всей стране — это все реалии разработчиков фильмов для планетария.

И так уж сошлись звезды, что пять выпускниц ArtCraft вместе работают над сферическим лоу-поли мультфильмом «LEO: великі космічні перегони»*. Первые две серии уже готовы, а премьера ожидается ко дню космонавтики в 2021 году.

LEO: большие космические гонки

Мы не в силах столько ждать, поэтому решили взять интервью уже сейчас — да сразу у всех наших студенток. Читай дальше, чтобы узнать самое интересное о работе над проектом для планетария.
Начнем с небольшой предыстории.
Расскажите о себе: чем сейчас занимаетесь и как вообще пришли к сферическому кино?
Кира, в прошлом — инженер-репрограф:
Для меня все началось в 2001 году, когда я пришла работать в Киевский планетарий. Моей основной задачей был подбор или создание визуального материала для лекций. Тогда появилась мечта создать шоу в таком формате, но ни в одном из 6 украинских планетариев не было оборудования, чтобы показывать сферические фильмы.

Сейчас мечта стала явью — вместе с Евгенией Лендой мы создали студию «Майстерня космічного кіно»* и последние два года работаем над лоу-поли мультиком «LEO: великі перегони»* при поддержке Украинского Культурного Фонда.

Мастерская космического кино

Женя, влюбленная в полнокупольные фильмы:
У меня самая интересная и сказочная работа на свете — я делаю познавательные сферические фильмы для детей.

Я начинала в 2011 году как лектор Днепропетровского планетария, и на тот момент зрителям показывали сферические фильмы только в Донецком планетарии. Уже с 2014 года принялась осваивать Blender (он покорил мое сердце!) и в 2016 стала собирать специалистов для создания фильмов. LEO — это самая основательная наша работа: впервые мы делаем персонажную 3D-анимацию и трудимся целой командой.
Катя, хотела собрать печку, а собрала 3D-скиллсет на курсах ArtCraft:
Я работаю младшим 3D-художником в украинской студии. А попала в сферу почти случайно: моего отца однажды посетила мысль собрать печку, а перед этим — ее модель в SketchUp, и он попросил меня с нуля разобраться в программе. Позже мне попались бесплатные вебинары Паши Медведева, на которых получилось дважды выиграть скидку на курсы в ArtCraft. С тех пор закончила уже 3 курса* и планирую еще найти время на VFX.

3D-графика для игр и кино, 3D PRO, Интенсив ZBrush

А вообще, я астроном по образованию. И когда Женя Ленда искала команду среди студентов курса «3D-графика для игр и кино», я поняла, что могу пригодиться на проекте не только как художник.
Ира, юрист-экономист, следовавший детской мечте:
Как и Катя, я познакомилась с Женей на курсе Паши Медведева. До этого я долго работала в экономической и юридической сферах, а потом вспомнила о детских мечтах стать архитектором. Но получать третье высшее мне совсем не хотелось, поэтому я решила следовать другой предрасположенности — любви к персонажке.

В процессе поиска курсов для быстрого старта я случайно попала на бесплатный урок к Паше. И когда у меня получилось с нуля смоделировать оленя и мифический лес в 3D, я поняла, чем хочу заниматься.
Настя, совмещает уроки для детей, лекторство и CG:
Я была лектором в планетарии, проводила лекции-уроки на астрономические темы и экскурсии по звездному небу. Особенно мне нравилось заниматься созданием программ для детей — уроки в формате сказок или интересных историй. Начиналось все с презентаций, потом стала осваивать видеомонтаж и анимацию.

С Кирой и Женей я знакома уже не первый год, и когда они пригласили меня на проект, я с радостью на него согласилась.
Что такого особенного в сферическом кино?
Кира, между Oculus и планетарием выбирает второе:
Я считаю, что полнокупольное кино — это даже круче, чем VR. Во-первых, для просмотра не нужны очки — достаточно прийти в планетарий или сферический кинотеатр. Во-вторых, эти фильмы можно смотреть с друзьями, тогда как VR-контент рассчитан на одного зрителя. И последнее — в планетарий можно прийти с пятилетним ребенком, а VR-очки не рекомендуются детям до 14 лет.
А что касается специфики работы — есть отличия?
Кира:
Главная особенность — геометрия кадра, ведь он круглый. Центр кадра находится над головой у зрителя, а верхний край — у него за спиной. Чтобы такой фильм хорошо смотрелся на сферической поверхности, кадр имеет нелинейные искажения*. Для получения нужного результата используются панорамные кадры типа Fisheye Equidistant*.

Это заметно, если смотреть, как текстурируется сфера

Такая камера есть в рендер-движке Blender Cycles

Как выглядит сцена камеры (viewport shading solid) и готовый кадр (viewport shading rendered).
Трудность заключается в том, что выстраивать сцену нужно в режиме предпросмотра рендера, иначе композицию кадра не оценишь. И некоторые приемы ускорения работы не срабатывают — приходится честно рендерить все.

А так производственный цикл похож на создание любой 3D-анимации: идея — сценарий — раскадровка — разработка визуальной концепции — базовое построение сцены и т. д. Некоторые процессы могут происходить параллельно*.

Например, риггинг модели и ее текстурирование

Расскажите о своем проекте — о чем он?
Кира:
«LEO: великі космічні перегони»* — это фильм о приключениях космического корабля LEO и его друзей: информационной системы Зоряны, космического зонда Фастика и зрителей фильма. Зрители планетария становятся экипажем корабля и помогают героям выпутываться из сложных ситуаций, отвечая на вопросы и решая задачки.

Сам мультфильм поделен на блоки так, что они могут комбинироваться в разных вариациях для каждой конкретной аудитории. Каждая серия имеет законченный сюжет и освещает одну небольшую астрономическую тему.

Подробнее можно посмотреть на нашем официальном сайте.
Удивительная идея — интерактивный мультфильм на куполе. Как она вообще появилась?
Женя, стилистический вдохновитель:
Мне давно хотелось сделать что-то полезное для планетариев. Все те годы, пока мы делали первые фильмы, нас очень поддерживал Союз планетариев Украины. Теперь наша очередь.

В 2019 году мы с Кирой решили подаваться на грант от Украинского культурного фонда. Я мечтала создать сферический лоу-поли мультик, от этого и решили отталкиваться. ЛЕО и его команду придумала Кира, она же написала сценарную заявку, и наш проект поддержали. Так мы получили финансирование и смогли собрать команду.
Кстати о команде. Расскажите, как познакомились. Кто за что отвечает?
Женя:
Команда — наше главное богатство. Несколько лет мы с Кирой собирали талантливых ребят из планетариев и других сфер по всей Украине. Нам повезло найти людей, которые загорелись идеей и с энтузиазмом работали над проектом.
Катя, вводит в курс дела:
Мы отвечаем за все создание фильма — от концепта до итоговой реализации. На каждый этап вроде сценария, звука, артовой части — по одному-два человека. Вместе с Ирой я готовила визуальное наполнение: разрабатывала концепты и моделировала. Текстурингом занимался другой человек.

Женя занимается всей анимацией — от сборки сцен, постановки базового освещения и пролета камер до скелетной анимации многорукого робота Фастика. Она же — технический руководитель и отвечает за качество всех иллюстраций для фильма.

Настя взяла на себя административную работу — разбирается в лицензиях, подписывает договоры, изучает законы об авторских правах, общается с клиентами и коллегами.

Кира — сценарист и режиссер, отвечает за организацию и руководство творческой частью проекта. А еще — за монтаж, цветокоррекцию, часть 2D-эффектов, рендер и конвертацию видеосеквенций*.
Кира:
Хоть у каждого члена нашей команды своя зона ответственности (или несколько), иногда мы можем ненадолго подменять друг друга — аниматор может немного подправить 3D-модель или переделать UV-развертку. Это позволяет укладываться в сроки даже при форс-мажорах.

Секвенция — тип сохранения при котором каждый фрейм (кадр) сохраняется в отдельную картинку.

Форс-мажоры — это всегда испытание для команды.
С какими еще трудностями пришлось столкнуться во время работы?
Форс-мажоры — это всегда испытание для команды. С какими еще трудностями пришлось столкнуться во время работы?
Женя:
Жесткие сроки — главная трудность практически в любом проекте. Перед сдачей отчета нам приходилось работать по 10-12 часов в день. Когда затеваешь свой проект, по-другому не бывает: ты отвечаешь за него от первых картинок до последних рендеров.
Катя, настойчивая и непобедимая:
Лично я снова убедилась в том, что любая проблема решается, если только не опустить руки раньше времени. Например, поначалу я вовсе не понимала, как мне оперативно смоделить поверхность каждой из планет, сохранив детали их реального рельефа и оставшись при этом в рамках лоупольной стилизации. Потом придумала использовать карты поверхностей от NASA.
Еще долго не могла попасть в ожидаемый визуальный стиль планет — приходилось терпеливо перебирать разные варианты. Многое оказалось в новинку, как работа с частицами в Blender для создания галактик или распределение растительности по поверхности Земли.
Но после курсов полегче погружаться в работу? Какую роль сыграл ArtCraft в вашем проекте?
Кира:
Самое ценное, что дал нам ArtCraft — это классную CG-команду!
Трое из нашей студии — аниматор Евгения Ленда и 3D-моделлеры Катя Река и Ира Силецкая — закончили онлайн-курс «3D-графика для игр и кино». А Настя Паламарчук недавно прошла курс «Цифровой рисунок».

Интересно, что прототип космического корабля ЛЕО Женя делала как одну из своих домашек.
Сама я уже доделываю диплом на курсе «Эффекты для игр и кино». Обучение в ArtCraft помогает мне упорядочить свои знания и настраивает мысли на нужный лад. Случаются и сюрпризы: например, понимание работы с Render path-ами совершенно неожиданно пригодилось в коммуникационной стратегии проекта.
Женя:
Вообще почти весь костяк творческой команды прокачал скилы в ArtCraft.

И одно из главных моих приобретений — талантливые одногруппницы, которые стали сотрудницами. А полученные знания послужили крепкой и очень важной базой. Я поняла, как ставится на поток производство 3D-графики, и узнала, как оптимизировать рабочие процессы.
Ира:
Я очень благодарна ArtCraft за то, что научили. И за шанс притронуться к развитию украинской культуры, который появился во время прохождения курса. И главное — за эмоции, испытать которые желаю каждому!
Катя:
Лично я получила стартовую точку опоры, от которой было проще двигаться, если, например, сравнивать с обучением по туторам. Конечно, важно понимать, что без готовности самостоятельно решать свои проблемы никакие курсы не помогут.
Настя:
Я прошла курс «Цифровой рисунок» и благодаря полученным знаниям смогла более конструктивно принимать участие в обсуждении сюжета, визуальной части фильма, оформления постов и других материалов в рамках проекта.
Как же здорово! А какие планы на будущее?
Женя, собирается свернуть горы:
В 2021 году хотим отправить фильм на международный фестиваль сферического кино в городе Брно (Чехия). Наш тизер уже был принят на фестиваль 2019 года, однако он не состоялся из-за пандемии. Работаем над привлечением финансирования на производство новых серий. В перспективе хотим провести геймификацию, то есть сделать из ЛЕО полноценную видеоигру для купола.
Кира:
В самых ближайших планах — отрендерить мультфильм в разрешении Fulldome 4K (4096x4096), подготовить английский саундтрек и фестивальную версию.
Катя:
И, конечно, развиваться и учиться дальше: впереди столько непросмотренных туторов и невыполненных челленджей — хоть бы до пенсии успеть!
Подведем небольшой итог
1. Полнокупольные фильмы — интересная альтернатива VR.
Мы очень гордимся, что наши студенты проделали такую колоссальную работу и продолжают трудиться над сферическими фильмами. А пока мы готовим статью-мануал по созданию лоупольных планет от Кати Реки, наслаждайся VR-версией мультика про ЛЕО на YouTube.
2. Мощная база знаний — крепкий фундамент, с которым легче решать задачи любой сложности.
3. Любая проблема решается, если не опустить руки раньше времени.
Участницы интервью:
Записывайся на бесплатный пробный урок
ONLINE ИНТЕНСИВ — ZBRUSH
скульптинг высокодетализированных 3D моделей
3D PRO. GAME ENVIRONMENT PIPELINES
полное погружение в профессию
ArtCraft™ Education.
Registered international trademark. All rights reserved.