Что общего у пакетика с кетчупом и концепта для кино
Начинающие концепт-художники частенько грешат тем, что жертвуют логикой ради эффектности. Но чтобы ваши идеи нашли отклик, они должны быть продуманы. Поэтому мы подобрали убедительный пример из лекции Майка Хилла, чтобы наглядно объяснить роль принципов дизайна для концептов.


Майк Хилл — арт-директор и дизайнер, работавший над Bladerunner 2049, Game of Thrones, Call of Duty Infinite Warfare и Horizon Zero Dawn. В своей лекции он рассказывает о значении промышленного дизайна для индустрии развлечений.
Дизайн промышленный VS дизайн для развлечений
Что же такое промышленный дизайн? Это процесс создания формы для продукта из реального мира. Он выполняется путем (1) определения проблемы и (2) поиска решения для неё. Именно благодаря ему у нас появляются удобные бутылки для минеральной воды и эргономичная мебель.

Для фильма или игры мы создаем мир виртуальный. Казалось бы: это творческий процесс, можно дать себе волю. Индустрия развлечений должна развлекать людей, а не учить их физике. Однако, именно логичный дизайн помогает аудитории получить наилучшие впечатления от развлечений.

Удовольствие от яркой картинки — это краткосрочное достижение. Такой опыт быстро забывается. Продуманный дизайн может сделать опыт зрителя или игрока более насыщенным благодаря поддержанию истории и логики выдуманного мира.

Из этого мы можем выделить несколько правил дизайна для концептов в индустрии развлечений:
1. Если дизайн логичен, зрители не отвлекаются на мысли о реалистичности происходящего.

2. В элементах дизайна может быть зашифрована информация, которая поддерживает и раскрывает историю.

3. Дизайн должен соответствовать уровню развития технологий в заданном моменте времени.
Последнее правило действует в обе стороны. Важно не только уметь придумывать футуристические решения, но и понимать, каких технологий ещё не было в прошлом. Если вы создаете что-то для прошлого, в дизайне нужно умышленно заложить недочеты.

Перейдем к примерам, чтобы разобрать эту тему наглядно.
Реактивный самолет & пакетик кетчупа
В 1949 году впервые в небо поднялся самолет DH.106 Comet компании de Havilland, который считается первым реактивным пассажирским авиалайнером. Он развивал рекордные по тем временам 813 км/час и обслуживал североатлантические авиалинии.
В 1952 году началась его регулярная эксплуатация, но уже спустя 2 года компании были вынуждены отказаться от самолета из-за серии катастроф. Его свидетельство летной годности было аннулировано.

Инженеры провели интенсивные испытания в специальном бассейне, чтобы докопаться до причины катастроф. Они понимали, что дело не в крыльях и не в двигателе. Проблема была связана с фюзеляжем.
Как оказалось, причиной всему была технология крепления иллюминаторов. При активной эксплуатации между иллюминаторами возникала микроскопическая трещина. Под воздействием концентрации напряжения(i) такие трещины в конце концов приводили к разрушению всего фюзеляжа.
Концентрация напряжений — явление, когда повышенное местное напряжение возникает в областях резких изменений формы упругого тела, а также в зонах контакта деталей.
Любые геометрические неровности (например, углы, отверстия, зазубрины) приводят к концентрации напряжения
Испытания также показали, что зонами концентрации напряжения были углы иллюминаторов и люка двери. Собрав такие данные, инженеры пересмотрели дизайн фюзеляжа и сделали иллюминаторы и дверь округлыми.
Такие неровности называют увеличителями напряжения
Научные симуляции с использованием бассейна с водой позволили ученым сформулировать общий принцип, который будет одинаково правдив для любой другой конструкции.

Если вы знаете функцию, то есть общее правило, вы можете играть с переменными в своем дизайне.
Распределение напряжения — принцип, который нужно учитывать в разных продуктах. Часто решение для этой задачи есть уже в природе. Например, когда протезы делают по форме реальных костей, или когда обтекаемая форма механизмов повторяет форму животных.

Иногда напряжение нужно создать намеренно. Такой пример мы видим в дизайне пакетиков со специями. В зубчатом крае пакетика намеренно созданы зоны концентрации напряжения — так его гораздо проще разорвать.
Намеренные зоны концентрации напряжения
Дизайн + концепты = концепт-дизайн
Вернемся к концептам для игр и кино. Использование общих принципов художником, будь то для новых предметов в окружении или элементов одежды, сделает дизайн убедительным.

Поэтому мы так часто говорим, что концепт-художники «создают миры». Вы ставите перед собой задачу: нарисовать человека со снаряжением, транспортное средство из будущего, локацию в дистопии. Чтобы зритель вам поверил, у всех элементов должна быть продумана логика.

Если вы делаете что-то футуристичное, скорей всего, у вас будут преобладать обтекаемые формы. Но если нужно создать конструкцию из прошлого или настоящего, в ней не помешает умышленно заложить минусы.

Например, вам нужно отобразить на объекте изношенность. Тут вы как раз и вспомните, что из-за острых углов и стыков могут возникать трещины.
Поэтому важно учить не конкретные фишки у отдельных художников, а принципы в основе всего. Если вы изучите правила из реального мира, у вас будет набор универсальных инструментов для любого проекта.

Изучить принципы не так сложно, как может показаться после первого упоминания физики. Большинство знаний уже завернуто в достаточно увлекательный формат научпопа. Майк Хилл советует, как и он сам, смотреть Discovery.

Мы в свою очередь тоже постараемся готовить для вас больше информации в следующих статьях. Поэтому следите за обновлениями в нашем блоге.
Где можно узнать больше о принципах дизайна для концептов?
Обратите внимание на курс «Дизайн окружения для кино». Это авторская учебная программа, из которой вы можете узнать, как создавать эффектные и правдоподобные локации для фильмов.
Понравилась статья? Читай больше в нашем блоге:
ArtCraft™ Education.
Registered international trademark. All rights reserved.