От рекламы печенья до концепт-дизайна
для кино
Интервью с концепт-художником Николаем Разуевым
Изучать Photoshop как хобби, мечтать о больших проектах, выкладывать работы, не получать отклика и снова рваться в бой. Мы подготовили для вас историю профессионального пути Николая Разуева, который начинал, как многие из нас. В этой статье мы прольем ещё один луч света на профессию концепт-художника.
Николай Разуев
Профессия: концепт-художник
Место работы: студия DNEG, Ванкувер
Специализация: дизайн окружения, транспорта и предметов
Последние проекты: Jungle Cruise, Aquaman, The New Mutants, Wonder Woman 1984
Любимые художники: Валентин Серов, Craig Mullins, Jaime Jones
Начало работы дизайнером
2012
2015
2016
2017
2018
2007
Переход к мэт-пейнтингу и концепт-арту
Переезд в Китай
Знакомство с visual development
Переезд в Ванкувер. Работа в Method Studios
Начало работы концепт-художником в DNEG
ОТ БАННЕРОВ К БЛОКБАСТЕРАМ
С чего всё началось. На пятом курсе радиотехнического университета я активно изучал Photoshop. Зная это, мой школьный друг попросил сделать для него дизайн веб-сайта. Я нашел референс, провозился несколько дней и сделал свой вариант. Ему понравилось, он его сверстал, попросил ещё.

Вслед за этим я нашел свою первую работу дизайнером. Проработал там года два: делал сайты и баннеры, тогда был популярен ещё техдизайн. Благодаря техдизайну я хорошо набил руку в Photoshop.

Спустя пару лет один коллега познакомил меня с мэтт-пейнтингом, концепт-артом и CG в целом. В те времена мэтт-пейнтинг стал особо модным. Многие художники получили известность в этом направлении, люди активно проходили уроки, мне тоже стало интересно. Мы с коллегой начали выкладывать первые работы, участвовали в конкурсах и со временем начали получать реальные заказы.
Миссия: превратить хобби в работу
Заказы были в основном рекламные, потому что в рекламе большое значение имеют высокое разрешение и фотореализм. Как раз то, что есть в мэтт-пейнтинге. Какое-то время я делал рекламу для самых разных брендов — от печенья до автомобилей S-класса. Потом мне надоело возиться с техническими задачами и повлекло в креативное направление.

Я решил залить пару своих аматорских работ на CGHub, никто их не лайкнул, а потом сайт и вовсе закрылся. Зато чуть позже открылся ArtStation, и с него началась моя карьера концепт-художника. Я выкладывал много работ на ArtStation, старался участвовать там во всех конкурсах, и меня заметили.

Таким образом, благодаря настойчивости я перешел к заказам на концепты.
В концепт-арт за креативностью
Сорваться в Китай мы с женой решили сами, потому что нам там понравилось в гостях. Сначала уехали туда на 8 месяцев, а в итоге остались на 4 года. Спустя какое-то время после переезда меня нашла анимационная компания. Они только открыли свой офис и активно набирали топовых специалистов для создания мультиков. Это была дочерняя компания Huayi Brothers, которые делают чуть ли не весь продакшн в Китае.

Там было очень круто. Меня окружали талантливые ребята, у которых можно было многому поучиться. Я-то самоучка, можно сказать, выпилил себя напильником. А они были все с образованием, некоторые учились во Франции. Там я узнал о том, что такое сторибординг и visual development.

В какой-то момент я осознал, что Китая уже достаточно в моей жизни. Начал рассылать портфолио, проходить собеседования, многие из них запорол. Но в итоге одна компания заинтересовалась моей кандидатурой. Так, по приглашению, я переехал в Ванкувер и начал работать в Method Studios.

У них я проработал год по контракту в качестве мэтт-пейнтера/концепт-художника (50 на 50). В DNEG перешел как раз потому, что хотел заниматься только концептами.
Питер — Китай — Ванкувер
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КОНЦЕПТ-ХУДОЖНИКА
Мой совет всё же пойти куда-то учиться, ведь люди специально подготовили программы, которые сократят несколько лет мучений на поиски знаний. Если учиться из-под палки, как многие в универе, смысла в обучении нет, конечно. Но если есть мотивация, то с курсом ты научишься быстрее.

О пользе академического образования мне сложно судить, так как я никогда не учился в художественной школе или университете. Моя жена как-то дала мне свою тетрадь из художки, я её открыл — а там кладезь знаний. А ведь она всю эту информацию пропустила через себя. Изучить это сейчас для меня было бы супер-полезно. Но думаю, что в детстве не до этого, хочется гулять, голова занята другим.

В итоге всё сводится к мотивации. Если ты видишь себя в концепт-арте, ты будешь внимателен к информации. Ведь всё зависит не от учителей, а от тебя.
Учиться или не учиться
У нас в студии работает художник, который раньше служил в корейской армии, другой пришел из рекламы, третий был учителем немецкого языка. Студии нанимают людей из разных миров, и это очень круто.

У концепт-художника, исходя из его жизненного опыта, есть своя визуальная библиотека, поэтому художники с разным опытом создают оригинальные концепты. Можно ведь научиться рисовать фигуру человека в совершенстве и рисовать её всю жизнь, а можно пройти свой путь через армию и нарисовать какое-то поразительное ружьё. Что-то такое, что ты сам увидел, потрогал, ощутил.

Поэтому уроки и курсы важны, но также важно иметь жизненный опыт и насмотренность. Нужно ходить в музеи и походы, путешествовать, читать книги и так далее. Это и отличает людей, которых просто чему-то научили, от людей, которые привносят что-то новое и создают.

Иногда бывает «горе от ума», когда человек получил классическое художественное образование, а его просят нарисовать что-то быстро, без учета правил. И его коробит изнутри: «Как так, вы не знаете, как это рисовать правильно?» Это мешает просто наслаждаться процессом.
У каждого свой путь
ЛЮБОВЬ И БОЛЬ В КОНЦЕПТ-АРТЕ
Личную вселенную невероятно сложно создать. Таких художников единицы. Чаще всего, их все знают. Я пока не могу похвастаться своей вселенной.

В этом плане мне нравится Саймон Сталенхаг, я чувствую в его работах ностальгию по детству. Он рисует 80-ые, и ощущается, как он получает кайф от этого. Как вспоминает своё детство, и этим вдохновляется. Это его двигатель.
Художники, которые создают вселенные
Вас может вдохновлять что-то другое, например, вам нравится техника. Свою тему найти несложно. Я вот тоже люблю копаться в прошлом.

Хотя я сейчас больше записываю свои идеи, чем рисую. Но надеюсь в будущем найти время, чтобы их реализовать. Мне нравится вспоминать детские переживания, кодировать их, как-то шифровать у себя в голове, а затем придумывать иллюстрации.

Хорошо, если кто-то увидит в этом идею. Но для меня это всегда будет значить больше, чем для тех, кто смотрит. Сама по себе такая фиксация мне очень нравится. Для меня это творческий процесс, когда я перевариваю своё прошлое и пытаюсь его изобразить.

Это касается, разумеется, только личных проектов. На работе о таком не может быть и речи. Тебе ставят задачу, и ты делаешь то, что просят.
Нравится, что задачи всегда разные и не успевают надоесть. Раздражает, когда люди обращаются с задачей и сами не знают, что хотят получить.

Но с другой стороны, если бы клиенты всегда знали, чего они хотят, то давали бы слишком конкретный бриф, и ты из художника превратился бы в маляра. Так что это раздражает только до какой-то степени. Я себя постоянно одергиваю. Если бы люди точно знали, что хотят увидеть, я был бы не нужен.
Что нравится в работе, что раздражает
В рабочих проектах концепт генерируется на базе того, что тебе дают как отправную точку. Некий бриф.

На самом деле, тебе никогда не говорят: «Сделай космический корабль вот такой длины и вот такой ширины». Чаще всего, это выглядит так: «Сделай круто, и чтобы такого ещё никто не видел». Это самый популярный бриф, без шуток.

И ты делаешь это на основе своего вкуса и визуальной библиотеки. Здесь и вступает в игру насмотренность. У концептера вкус более прокачан, чем у человека, который впервые видит какой-то арт. Ты на шаг впереди банальных идей, потому что те решения ты уже пережил, повторять их тебе не интересно.

Вот когда появляется референс или источник вдохновения, который тебя будоражит, можно делать из него оригинальную идею.
Как же подойти к рабочему брифу
Хочешь чтобы Николай стал твоим ментором? Тогда жми на кнопку и оставляй заявку на пробный урок курса!
За годы работы в киноиндустрии Николай собрал и систематизировал знания и опыт. Именно ими он поделится на курсе "Конепт-дизайн для кино".
Рассылка
Рассылка
ArtCraft™ Education. Registered international trademark. All rights reserved.