Контрасты в композиции
В теории рисунка приятной считается композиция, в которой есть контраст. И речь не только о настройках в фотошопе, но и о классическом понимании контраста — состояния разительного отличия одного от другого в сопоставлении или тесной ассоциации.

Проще говоря — две противоположности: черное и белое, большое и маленькое, мягкое и твердое, громкое и тихое, толстое и тонкое, текстурированное и гладкое.

Использование контраста нужно в двух случаях:
  • Для создания визуального интереса: помогает двигаться взглядом по картине, не позволяя скучать.
  • Чтобы создать точку акцента или фокусировки — одну или две области на арте, к которым в первую очередь обращается взгляд. Обычно это самый важный объект на картине, например, герой рассказа.

Итак, начнем с создания визуального интереса и посмотрим, как с помощью контраста сделать изображение более эстетичным.
Часть 1. Контраст для создания визуального интереса. Тоновый контраст
Начнем с такого изображения.
Это может быть неплохим рисунком на обоях, но определенно не привлечет твоего внимания. В конце-концов, обои предназначены для слияния с фоном.

Начнем с первого контраста — в тоновых значениях. Заменим темно-серый на белый.
Именно такой контраст мы себе представляем, когда думаем о настройках фотошопа: черное делает чернее, белое — белее. Это самый сильный контраст, который только можно использовать: наше зрение лучше всего интерпретирует разницу оттенков.

Но хотя это контрастное изображение, в нем отсутствуют другие значения тона. Хоть белый цвет контрастирует с черным, черные элементы не контрастируют с другими черными элементами. Изменим значение элементов.
Таким образом, изображение в одном смысле — менее контрастное, в другом — более контрастное, поскольку отдельные элементы теперь отличаются друг от друга. Это больше радует глаз.
Контраст размеров
Когда все элементы одинакового размера, выглядит слишком ровно, будто под линейку.
Поэтому произвольно их масштабируем.
Так намного интереснее. Обрати внимание, что выбор размера может быть столь же важным, как и чередование этих размеров. Например, возьмем эти 5 элементов.
Они разные по размеру, но контраст сам по себе ровный, ведь каждая «I» на 75% меньше предыдущей. А теперь сравни с этим.
Здесь не только каждый элемент имеет разный размер, но и нет очевидной закономерности. Это обеспечивает органичный и визуально приятный результат.
Контраст позиций
Таким образом, хотя каждый элемент имеет разный размер, все они расположены равномерно. Добавим контраста их расположению.
Теперь элементы находятся на разном расстоянии друг от друга, но в целом все-равно наблюдается какая-то равномерность. Увеличим случайность.
Это создает области детализации и области визуального отдыха. Кроме того, такой контраст демонстрирует еще и принцип объединения и группировки.
Контраст оттенка / насыщенности
Вы также можете использовать оттенок и насыщенность для создания контраста. Оттенок — это фактический цвет: красный, синий, зеленый и т.д. Насыщенность — это насколько цвет «чистый». Если смешать его с черным или белым, он станет менее контрастным.
Это изображение..
Не настолько контрастно, как это.
Хотя, с точки зрения значений, синий цвет идентичен желтому цвету.
И этот вариант..
Не настолько контрастен, как этот.
Контраст форм
В этом примере все элементы имеют одинаковую базовую форму (хотя есть контраст в положении и размере).
Изменение форм на более случайные создаст хороший контраст.
Или можно сделать некоторые формы округлыми, а другие — острыми.
Контраст степени четкости
Можно добавить немного визуального разнообразия, сделав некоторые из объектов более мягкими, а некоторые — более жесткими.
Часть 2: контраст для создания акцента или фокуса
Тоновый контраст
С помощью контраста расставляются акценты. Например, дать герою ярко-красный плащ, а объекты вокруг него сделать ненасыщенными коричневыми — это использование контраста оттенка / насыщенности для создания фокуса и направления взгляда зрителя. 

В центре внимания часто оказываются более крупные объекты и области с высокой контрастностью.

Начнем с контрастности в значении тонов. Черная точка сильно контрастирует с белым фоном и светло-серыми точками, тогда как светло-серые точки имеют меньший контраст с белым фоном. Сначала наш взгляд останавливается на черной точке.
Это все тот же тоновый контраст, но теперь взгляд не блуждает по картине, а стремится к точке фокусировки.
Контраст размеров
Создание чего-то большого среди более мелких близлежащих элементов может тоже расставлять акценты.
То же самое происходит, если создать нечто маленькое в окружении больших элементов.
Ошибочно считать, что предмет должен быть большим, чтобы стать центром внимания. На самом деле, важнее, чтобы он отличался по размеру от окружающих элементов.
Контраст позиций
Изолирование чего-либо от группы также может создать акцент.
Иногда это называют «выделением через изоляцию».
Контраст оттенка / насыщенности
Как и значения тона, разные цвета могут создавать контраст. Одни цвета выделяются больше, другие — лучше контрастируют на каком-то фоне. Это можно использовать, чтобы подчеркнуть определенные элементы
Если один элемент сделать красным, а остальные — зеленым, то взгляд будет стремиться в сторону красного. Заметь, что шесть отдельных «I» красного цвета визуально группируются в один большой объект. Это произошло благодаря принципу группировки / слияния.

Если на картине есть сверхнасыщенный цвет на фоне очень ненасыщенных, это также привлекает внимание.
Как правило, яркие насыщенные цвета привлекают сильнее бросаются в глаза, чем темные ненасыщенные. Теплые цвета (красный, желтый и т.д.) привлекают внимание, холодные (синий, фиолетовый и т.д.) чаще уходят на второй план.
Не зря советуют красить стены в темный холодный цвет, чтобы комната казалась больше. В отличие от красного, который будет визуально уменьшать.
Контраст форм
Простое изменение формы одного объекта среди множества одинаковых может действительно выделить его.
А здесь мы используем одну форму, состоящую из линий одинакового размера. Вторая форма сочетает толстые и тонкие линии, и она наверняка первая привлекла твое внимание.
Контраст четкости края
Взгляд в первую очередь привлекают жесткие края, поэтому один из способов отвлечь зрителя от объекта — сделать фон мягким, а края фокусной точки — размытыми.
Практические примеры
На этом изображении технического пола используются контрасты по форме, тону, размеру и положению, чтобы создать визуальный интерес, области детализации и отдыха. Но сильного фокуса здесь нет.
На этом примере используются те же методы, но они направлены на создание фокуса, которым будет круглый вентиль.
Для создания точки фокусировки здесь используется «Контраст форм» (что-то круглое среди множества прямых труб), «Тоновый контраст» (круг ярче, чем окружающие предметы) и «Контраст размера и положения» (много мельчайших деталей около точки фокусировки, а сама точка — проста и по форме, и по детализации). Здесь применяется и другой метод — линии, указывающие на него со всех сторон.

Но есть одно замечание: расположение круга на самом деле немного мешает взгляду фокусироваться на нем. Фокусные точки лучше размещать ближе к центру или на одной из линий по правилу третей. Поэтому вентиль можно сместить — это только улучшит улучшить это изображение.
Вывод
Всегда помни о правилах контраста — это поможет сделать интереснее скучный узор или сосредоточить внимание на сути объекта. И наоборот: чтобы скрыть предмет, который отвлекает, можно уменьшить его контрастность.

Оригинал статьи Нила Блевинса тут.
Любимые статьи преподавателей ArtCraft:
ArtCraft™ Education.
Registered international trademark. All rights reserved.