Нужен ли диплом о высшем образовании, чтобы успешно работать художником в геймдеве
Многие молодые люди, желающие попасть в игровую индустрию, интересуются вопросом о релевантности высшего образования.

-------Обязательно ли оно?
-------Дает ли какие-то плюсы?
-------Стоит ли тратить свое время на это?

Вопрос комплексный, и мы постараемся ответить на него максимально объективно.

Стоит для начала уточнить, что в игровой индустрии работают разные специалисты — от сценаристов и продюсеров до художников, левел дизайнеров и программистов. У каждого из них свои задачи, специфика и пути к успеху.

Чтобы стать профессионалом в одном из перечисленных выше направлений, нужно долго формировать собственный уникальный скилл-сет. Мы писали о важности набора навыков в прошлой статье.

Программистам предпочтительнее иметь высшее образование — в этой сфере ценится качественная база. Она необходима для формирования логического образа мышления.

В кругах художников также ценят людей с высшим художественным образованием, но встречаются они редко, и обычно это не является решающим фактором для приема на работу. Художников оценивают по портфолио. Если оно нравится студии, никто не смотрит на отсутствие диплома.

Продюсерами и менеджерами иногда становятся специалисты из смежных областей. Человек может несколько лет работать как QA* или художник, а потом занять руководящую позицию. Это один из путей развития, и он подходит активным, открытым людям.

В таком случае диплом тоже требуют редко, ведь человек уже зарекомендовал себя как специалист в своей области. Если он справляется со своими новыми обязанностями, то отсутствие высшего образования никак не помешает трудоустройству.

Резюмируем: для некоторых областей диплом действительно может быть полезен, но, если вопрос стоит между «Изучать конкретную геймдев область» или «Учиться в университете по стандартной программе», предпочтение стоит отдать первому варианту.

Чтобы не ограничиваться нашим опытом, мы решили узнать мнение профессионалов из геймдева и киноиндустрии.
Многие молодые люди, желающие попасть в игровую индустрию, интересуются вопросом о релевантности высшего образования.

Обязательно ли оно?
Дает ли какие-то плюсы?
Стоит ли тратить свое время на это?

Вопрос комплексный, и мы постараемся ответить на него максимально объективно.

Стоит для начала уточнить, что в игровой индустрии работают разные специалисты — от сценаристов и продюсеров до художников, левел дизайнеров и программистов. У каждого из них свои задачи, специфика и пути к успеху.

Чтобы стать профессионалом в одном из перечисленных выше направлений, нужно долго формировать собственный уникальный скилл-сет. Мы писали о важности набора навыков в прошлой статье.

Программистам предпочтительнее иметь высшее образование — в этой сфере ценится качественная база. Она необходима для формирования логического образа мышления.

В кругах художников также ценят людей с высшим художественным образованием, но встречаются они редко, и обычно это не является решающим фактором для приема на работу. Художников оценивают по портфолио. Если оно нравится студии, никто не смотрит на отсутствие диплома.

Продюсерами и менеджерами иногда становятся специалисты из смежных областей. Человек может несколько лет работать как QA* или художник, а потом занять руководящую позицию. Это один из путей развития, и он подходит активным, открытым людям.

В таком случае диплом тоже требуют редко, ведь человек уже зарекомендовал себя как специалист в своей области. Если он справляется со своими новыми обязанностями, то отсутствие высшего образования никак не помешает трудоустройству.

Резюмируем: для некоторых областей диплом действительно может быть полезен, но, если вопрос стоит между «Изучать конкретную геймдев область» или «Учиться в университете по стандартной программе», предпочтение стоит отдать первому варианту.

Чтобы не ограничиваться нашим опытом, мы решили узнать мнение профессионалов из геймдева и киноиндустрии.

Quality assurance — отдел контроля качества)

Николай Разуев, Concept Artist в DNEG
«О пользе академического образования мне сложно судить, так как я никогда не учился в художественной школе или университете. Моя жена как-то дала мне свою тетрадь из художки: я её открыл, а там — кладезь знаний. А ведь она всю эту информацию пропустила через себя.

Изучить это сейчас для меня было бы супер-полезно. Но думаю, что в детстве не до этого — хочется гулять, голова занята другим.
В итоге всё сводится к мотивации. Если ты видишь себя в концепт-арте, ты будешь внимателен к информации. Ведь всё зависит не от учителей, а от тебя».
Алексей Плаксин, Lead Environment 3D artist в Blackwood games (ex-Crytek Kiev Studio)
На мой взгляд, образование крайне переоценено. Я заканчивал технически-визуальную специальность — аудио/видео/кино-техника.
Благодаря универу я очень хорошо разбираюсь в физике света, оптике. Помогало ли это мне? Да. Мог ли я получить всю ту же информацию из парочки статей в интернете — легко! Для этого не пришлось бы тратить кучу времени.

Я знаю людей с художественным образованием — они всю жизнь рисуют картины — портреты, натюрморты, пейзажи. Их объединяет то, что художественное образование подавило креативность и воспитало визуальную идеальность — часто мешающую в поиске идеи.
Я одно время жалел, что не пошел в КИСИ ⃰. Все мои знакомые, кто прошел через это учебное заведение — очень крутые ребята и работают в очень крутой среде. Но не потому, что университет крутой и они хорошо изучили архитектуру ⃰_-. А именно из-за того, что там очень много по-настоящему креативно-интеллектуальных людей. Для развития важна среда.

В геймдеве важно стремление делать круто и умение найти креативный подход.
Сколько было собеседований — нет никакой корреляции между крутостью кандидата (портфолио, знания, навыки) и его образованием (вышка/курсы и тд).

Я считаю, что у наших людей редко бывают проблемы с технической частью. Этому проще научиться. Очень не хватает именно артовых знаний. Не как рисовать, а что рисовать. Композиция, понимание линий, нагрузки на глаза, цвета.
КИСИ

Киевский национальный университет строительства и архитектуры

Что несомненно плюс, но стоит ли учиться 5 лет ради этих знаний?

Я рекомендую фотографировать, рисовать, разбирать хороший арт на составляющие и анализировать, что именно понравилось, почему эта сцена выглядит так хорошо? И, конечно же, картинки с пинтереста про композицию и компонирование.
Создавайте для себя подходящую среду и учите художественную часть».
Алена Булгарь, freelance 3D artist, живет в Берлине. Работала над Halo 5, Overwatch, Albion, Valorant
«Нужно начать с того, что у меня есть профессиональное образование. Училась я в Берлине, в государственном университете на факультете геймдизайна. Следует также добавить, что геймдизайн — это не гейм-арт. Художественная составляющая в обучении затрагивалась очень поверхностно. Весь мой опыт актуален для ЕС, я не могу говорить об СНГ или других регионах.
Мне лично диплом еще ни разу не пригодился. Но, если мне захочется оформить рабочую визу в другую страну, он будет огромным плюсом. Исходя из этого, я считаю, что вышка для гейм-арта не нужна. Как бы это ни звучало, но наша профессия не так уж и сложна. Огромная часть работы связана с усидчивостью и практикой. Вышка не обязательна и не является требованием в индустрии.

С другой стороны, инструменты становятся всё проще, индустрия развивается и привлекает всё больше новых людей. Порог входа повышается из-за огромной конкуренции и высоких требований.

Ниже я постараюсь перечислить основные преимущества обучения геймдеву в Европейских ВУЗах:

-------Высшее геймдев образование делает новичков гораздо конкурентоспособнее на начальной стадии развития.
-------Вышка облегчает получение рабочей визы в страны типа США. Она также может облегчить получение ПМЖ, если ты решишь переехать в будущем. Тут особой роли не играет в какой области получен диплом.
-------У тебя уже будет опыт работы в команде над реальными игровыми проектами, хоть и студенческими. Ты будешь понимать все этапы и процессы разработки. Это даст огромное преимущество над самоучками.
-------Университеты приглашают людей из различных студий на презентации студенческих проектов — ты сможешь получить фидбек от работающих в индустрии людей. Также, в будущем, твои однокурсники будут работать в индустрии, и вы потенциально можете стать коллегами. Контакты очень помогают при поиске работы.
-------Ты сможешь хорошо подтянуть коммуникативные навыки и развить свой английский.
-------Рядом всегда будет ментор.
-------У тебя будет возможность получить как технические, так и художественные навыки. Многие университеты дают возможность выбирать конкретную специализацию. Будь то 2D/3D, окружение или персонажка.
-------Процесс обучения засчитывается как реальный опыт работы в индустрии.
-------Со всеми полученными знаниями и финальным портфолио ты сможешь сразу пойти на уровень выше джуниора. Во всяком случае, стартовать ты будешь уже не с нижних позиций.
-------Ты сможешь сразу писать хорошим заграничным студиям, не обивая пороги непонятных контор с низкими зарплатами и большой текучкой.
Мне лично диплом еще ни разу не пригодился. Но, если мне захочется оформить рабочую визу в другую страну, он будет огромным плюсом. Исходя из этого, я считаю, что вышка для гейм-арта не нужна. Как бы это ни звучало, но наша профессия не так уж и сложна. Огромная часть работы связана с усидчивостью и практикой. Вышка не обязательна и не является требованием в индустрии.

С другой стороны, инструменты становятся всё проще, индустрия развивается и привлекает всё больше новых людей. Порог входа повышается из-за огромной конкуренции и высоких требований.

Ниже я постараюсь перечислить основные преимущества обучения геймдеву в Европейских ВУЗах:

Высшее геймдев образование делает новичков гораздо конкурентоспособнее на начальной стадии развития.
Вышка облегчает получение рабочей визы в страны типа США. Она также может облегчить получение ПМЖ, если ты решишь переехать в будущем. Тут особой роли не играет в какой области получен диплом.
У тебя уже будет опыт работы в команде над реальными игровыми проектами, хоть и студенческими. Ты будешь понимать все этапы и процессы разработки. Это даст огромное преимущество над самоучками.
Университеты приглашают людей из различных студий на презентации студенческих проектов — ты сможешь получить фидбек от работающих в индустрии людей. Также, в будущем, твои однокурсники будут работать в индустрии, и вы потенциально можете стать коллегами. Контакты очень помогают при поиске работы.
Ты сможешь хорошо подтянуть коммуникативные навыки и развить свой английский.
Рядом всегда будет ментор.
У тебя будет возможность получить как технические, так и художественные навыки. Многие университеты дают возможность выбирать конкретную специализацию. Будь то 2D/3D, окружение или персонажка.
Процесс обучения засчитывается как реальный опыт работы в индустрии.
Со всеми полученными знаниями и финальным портфолио ты сможешь сразу пойти на уровень выше джуниора. Во всяком случае, стартовать ты будешь уже не с нижних позиций.
Ты сможешь сразу писать хорошим заграничным студиям, не обивая пороги непонятных контор с низкими зарплатами и большой текучкой.
Получение диплома степени бакалавра в европейских университетах длится 3 года. Последние семестры ты занимаешься дипломной работой и стажировкой в студии. Это даёт возможность поработать над реальным игровым проектом. Также студии зачастую предлагают контракт студентам после стажировки.

Но всё не без подводных камней. К выбору университета нужно подходить очень тщательно. Новичкам зачастую сложно определить насколько правдоподобны обещания университета, действительно ли хороша программа обучения и насколько она подходит под их индивидуальные требования. Также могут возникнуть проблемы с недостаточным знанием языка.

Длительность обучения в том числе играет большую роль. Если программа длится 5 лет, то, возможно, она того не стоит. Самостоятельно или на более коротких онлайн/оффлайн курсах ты сможешь достичь хороших результатов намного быстрее.
И самый решающий фактор — стоимость обучения. Университеты в США достаточно дорогие и многие мои знакомые расплачиваются с долгами еще очень долгое время после обучения. В Европе всё немного лучше. Стоимость обучения может варьироваться от €300 до €5000 за семестр. Всё зависит от самого университета, страны, в которой он находится, и страны, из который ты родом.

В заключение могу сказать, что вышка абсолютно не является обязательным требованием для работы в геймдеве, но может дать очень сильный буст в начале карьеры».
Максим Михеенко, COO 5518 Studios
«Вопрос о необходимости и важности высшего образования в геймдеве обсуждается часто. В последние годы стало все более популярным получение образования удаленно — больше возможностей поступить в хорошие европейские и американские заведения, выбрать для себя узкую специальность. Однако уверены, что здесь всё равно не будет однозначного ответа — слишком уж наша сфера деятельности многогранна.
В студии 5518 наличие диплома о высшем образовании — профильном или нет — не является необходимым пунктом для получения работы, особенно на старте для начинающих специалистов. Но, как показывает многолетняя практика, ребята с университетской базой обладают более высоким уровнем коммуникации, видением общей картины работы на конкретном проекте и в отрасли в целом, и лучше работают самостоятельно.

Художники с академическим образованием отличаются более тонким художественным вкусом и чаще всего могут предложить нашим клиентам самые интересные и подходящие варианты, что крайне ценно.
Безусловно, все это может приходить с практикой. Главное, чтобы каждый специалист понимал, как важно в нашей отрасли расти и совершенствоваться, изучать новые методы, программы. Мы в 5518 всячески поддерживаем такие инициативы и продолжаем учиться у каждого клиента, с которым нам повезло поработать».
Путешествуй, смотри фильмы, посещай музеи и художественные выставки. Всё это поможет накопить тот нужный тебе визуальный опыт, который потом превратится в потрясающий концепт-арт.
Денис Николаев, 3D artist в 5518 Studios
«Как я уже рассказывал в статье про первое трудоустройство, в свое время я решил сфокусировать внимание на получении рабочего опыта, а не на длинном теоретическом обучении. Я даже не пробовал поступать в художественные академии, а работал над освоением конкретных навыков, которые нужны для трудоустройства в игровую студию. Расчет был на то, что, когда я попаду в нужную среду, смогу обеспечить себя финансово и закрыть основные вопросы. В таком случае для меня будет не проблематично перефокусироваться на подтягивание базы.
В отношении художников, которые учатся в худ. академиях или имеют фундаментальные знания: я уверен, что во многих вопросах они намного компетентнее меня. В любом случае, это просто два разных пути, которые ведут к одной цели.

Вопрос также к учебному заведению, в которое ты решишь поступать. Я для себя не нашел такого в Украине, где жил на тот момент. Уверен, у нас есть хорошие университеты. Проблема была в моих требованиях к ним: я очень не хотел тратить время на «лишние» предметы.

Не последний по важности аспект — переезд за границу. Если у тебя есть профильное образование, то сделать это немного проще. К примеру, когда-то я очень хотел попасть в Cloud Imperium и делал работы по их концептам чтобы обратить на себя внимание художников студии. Но при общении с HR выяснилось, что по законам Британии они не смогут нанять меня. Нужна либо вышка по профилю работы, либо минимальные 5 лет подтвержденного опыта.
Так или иначе, этот вопрос можно решить.

Для себя я выстроил хронологию, в которой сначала получаю опыт, а потом закрываю пробелы. В варианте с вышкой ты сначала получаешь базовые знания, нужные и не очень, а потом дополняешь их опытом. Оба варианта хороши по-своему».
Вопрос действительно комплексный и споры о нем закончатся не скоро. Цель текста — продемонстрировать мнения специалистов из разных отраслей индустрии. Если такой же вопрос стоит и перед тобой — проанализируй свою ситуацию и постарайся, отталкиваясь от информации в этой статье, принять собственное взвешенное решение.
Если ты решишься на быстрый и интенсивный путь к своим целям — будем рады видеть тебя в нашей школе компьютерной графики. Выбирай направление по душе — от цифрового рисунка до 3D и анимации — и записывайся на бесплатные пробные уроки.

До встречи на занятиях!
ArtCraft™ Education.
Registered international trademark. All rights reserved.